В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача нравственного воспитания молодого поколения в школе решается через различные аспекты, но одним из важнейших является школьный музей.
Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
В нашей школе с 1983 года работает школьный краеведческий музей, в экспозиции которого представлено более 140 экспонатов.
Были определены цели и задачи музея:
— историко-краеведческое и патриотическое воспитание;
-поиск и сбор материалов краеведческого характера;
-учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
-оформление и экспонирование материалов;
-использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.
Направления работы музея:
- экскурсионное
- поисково-исследовательское
- оформительское
- шефское
- культмассовое
- лекторское
- связь с общественностью
- В военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и других воин. На стенах нашей школы висят стенды, посвящённые ветеранам Великой Отечественной войны и труда – это работа наших кружковцев, юных краеведов. Это экспозиции нашего музея: « Это не должно повториться», « Ветераны Великой Отечественной войны», «Ветераны труда», «Гордость нашего села». В витринах размещены медали, удостоверения, личные документы. Среди подлинных экспонатов музея не только элементы оружия военной поры, но и земли с полей боев, посуда, которой пользовались фронтовики, а также солдатская фляжка образца 1942 г. Многочисленные альбомы, сделанные руками учеников нашей школы рассказывают о героических страницах великой войны. А те, кто дожили до Победы – оставили нам свои воспоминания.
При каждой встрече с тружениками села дети получают большое удовольствие, широкое разностороннее представление и впечатление от их рассказов о жизни, о подвигах народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. А в школе проводим разные конкурсы, спортивные игры и соревнования в День защитника Отечества, встречи с ветеранами войны и труда в День Победы. И самое доброе и хорошее дело – работа тимуровских отрядов, шефство над пожилыми людьми.
Много материала собрано про нашу школу, про учителей, про директоров.
Через историю родного села, учащиеся знакомятся с историей всей страны, и она становится ближе и понятней. Особое место в музее отводится истории села, быту и культуре чувашского народа. Это культурно – историческое наследие прошлого века. Ребята собирали интересные факты, свидетельства, вещи, фотографии, предметы быта и домашнего обихода жителей села.
Использование материалов школьного музея в образовательно-воспитательном процессе можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки.
На базе музея проводятся много интересных и значимых мероприятий:
- литературно-музыкальные композиции на патриотические темы
- экскурсии для обучающихся
- встречи выпускников
- уроки мужества
- встреча с ветеранами
На уроках и внеклассных занятиях использование материалов музея состоит и в работе с вещественными и письменными источниками, с использованием, как современных интерактивных методов обучения, так и традиционных.
Благодаря деятельности школьного музея успешно осуществляется решение задач, которые поставили перед собой педагоги школы – формирование у подростков чувства принадлежности, любви и преданности Родине и личной ответственности перед ней и за нее, прививается уважение к историческому прошлому своей страны. Такая работа помогает воспитывать у детей бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю.
Работа музея находит положительный отзыв односельчан и многочисленных гостей из разных городов нашей страны, которые охотно сотрудничают в проведении внеклассных мероприятий и исследовательской работе, в средствах массовой информации и у родителей.
В настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию методических материалов по краеведению и музееведению
Гаврилова М.А. учитель начальных классов